Поощрение и наказание

       В процессе воспитания детей родители зачастую используют метод поощрения и метод наказания. Поощрения служат для подкрепления желательного для родителей поведения детей, а наказания - для прерывания их нежелательного поведения.

       Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».

       Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

       Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

       Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребенка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение, поскольку обещания должны быть исполнены. Родители могут установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей. Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, отсутствие улыбки на лице матери и т. д.

       По глубокому убеждению психологов, физические наказания совершенно недопустимы, бесполезны. Они могут служить прерыванию нежелательного поведения (легкий шлепок) только в очень раннем возрасте, до 2-3 лет, пока не воспринимаются ребенком как покушение на его личность, и только в самых крайних случаях. Физические наказания наносят невосполнимый урон взаимоотношениям детей и родителей. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения, он скорее склонен считать, что такое наказание - это проявление гнева или нелюбви со стороны отца или матери. При этом дети легко теряют веру в добрые намерения своих родителей.

       Чаще всего родители прибегают к побоям из-за неумения найти другой выход из затруднительной ситуации, чувствуя бессилие и растерянность. Хотя в некоторых случаях и действует установка: «Меня в детстве тоже били, и ему (ей) не повредит». В этих случаях родители, пытаясь найти оправдание своим действиям, вспоминают случаи, когда физическое наказание возымело большое влияние в плане воспитывающего воздействия на них самих в детстве и переносят эти действия на своих собственных детей.

       А реакция на побои у детей бывает разной:

  • ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным; ребенок чувствует глубокую неприязнь к своим обидчикам; ребенок, которого бьют постоянно, чувствует ненависть к самому себе и окружающим;
  • маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче.

       Применяя физические наказания постоянно и тем самым все время демонстрируя ребенку свою несдержанность, родители не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями.

       Один из очень нежелательных результатов частого битья - тот, что ребенок начинает верить, что с помощью силы можно излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

       Родителям важно понять, что в процессе воспитания детей эффективнее использовать метод поощрения, чем наказания.

       И ещё: если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем в том случае, если используются и поощрения, и наказания одновременно.

Г.И. Енаторова

педагог-психолог ТПМПК