В помощь педагогам и родителям

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

Упражнение № 1 (опосредованная память), для детей, умеющих писать. Варианты усложняются в соответствии с возрастом и уровнем развития памяти.

«Я буду говорить тебе(вам) слова или фразы, а ты(вы) каждое выражение графически изображаете (рисуете) на листе бумаги.

После этого ты(вы) по рисункам должны вспомнить те слова и фразы, которые я тебе(вам) называла и записать их на другом листочке».

Для развития долговременной памяти можно попросить ребёнка вспомнить запоминаемые слова и фразы через полчаса, 2 часа, день, неделю и т.д.

 

Вариант 1.        

Грузовик                                 Умная кошка                           Похвала

Гнев                                        Мальчик – трус                       Интересная сказка

Весёлая игра                         Капризный ребёнок                Хорошая погода

Раскидистое дерево              

                               

Вариант 2.                             

Холодный ветер.

Лев, нападающий на антилопу.

Собака, виляющая хвостом.

Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.

Молния в темноте.

Пятно на вашей любимой рубашке или блузке.

Капли, сверкающие на солнце.

Крик радости из окна школы.

Друг, идущий в гости с подарком.

Автомобиль, превысивший скорость.

 

Вариант 3.

Осиное гнездо.

Осиное гнездо у вашей двери.

Осиное гнездо у вашей кровати.

Старик на скамейке.

Старик на скамейке на солнце.

Плачущий старик на скамейке на солнце.

Острый нож.

Острый нож, режущий яблоко.

Острый нож, чинящий карандаш.

Птичка, клюющая корм в саду.

Птичка, купающаяся в луже.

Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки.

 

Упражнение № 2.  (зрительная память, внимание)

Дети разбиваются на пары. Сначала один из пары складывает на столе фигуру из палочек и накрывает её листом бумаги. Второй участник игры фигуру не видел. Он смотрит на неё только 1 – 2 секунды, когда  первый участник приподнимет листок.

Посмотрев, второй участник закрывает глаза и старается посчитать количество использованных палочек.

Затем открывает глаза и выкладывает из своих палочек «сфотографированную» фигуру.

После этого первый участник  поднимает лист, и дети сверяют рисунок и количество использованных палочек второго рисунка с оригиналом.

Затем играющие меняются ролями.

Со временем  к запоминанию количества палочек и формы фигуры можно добавить и цвет палочек.

Для начала брать не более 10 палочек.

 

Упражнение № 3.

(память, внимание)

Детям даётся несколько слов. Их нужно запомнить.

Чтобы  облегчить запоминание, попробуйте связать все слова между собой по смыслу, составив из них рассказ.

Для показа можно записать слова на листе бумаги или на доске.

Для развития долговременной памяти можно попросить ребёнка вспомнить запоминаемые слова через полчаса, 1 час, день, неделю, месяц и т.д.

 

Варианты:

  1. Поле,  завод,  корова,  стул.
  2. Вода,  отец,  кисель,  стоять.
  3. Ошибка, доброта, цветок,  медведь, корабль.
  4.  Медведь, воздух, тележка, ваза, пчела, кот, колокольчик, солнце, ромашка, вода.
  5. и т. д.

 

Упражнение № 4.

(память, внимание, воображение)

В этом упражнении требуется запомнить пары слов, объединив в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом.

Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А потом объединить оба образа в одной чёткой картинке.

Предметы могут объединяться по любой ассоциации, дайте волю своему воображению.

Если, например, даны два слова  «волосы» и «вода», то почему бы не вообразить волосы, промокшие под  дождём, или волосы, которые моют?

Постарайтесь нарисовать как можно более яркую картинку.

 

Примерные пары для тренировки:

Горшок – коридор                                  Солнце – палец

Ковёр – кофе                                         Двор – ножницы

Кольцо – лампа                                     Котлета – песок

Ноготь – книга                                       Обезьяна – пальто

Жук – кресло                                         Зубной врач – парикмахерская

 

Сначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно.

На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары – они должны вспомнить и записать второе.

Через 2 – 3 занятия, когда дети смогут воспроизвести пары слов без труда, можно добавить  к каждой паре по третьему слову .

Дети, при помощи ассоциаций, теперь уже запоминают не пары, а тройки слов.

В дальнейшем можно добавлять и по четвёртому и по пятому слову в каждую пару.

Например:   Горшок – коридор

                      Горшок – коридор – букет

                      Горшок – коридор – букет – рыба

                      Горшок – коридор – букет – рыба – дерево       и  т.  д.

 

Упражнение № 5.

(память, внимание, воображение)

После усвоения предыдущего упражнения, можно попробовать научить детей запоминать несколько логически не связанных слов.

Начните с 4-5 слов, постепенно доходя до10, например:

                                  Дерево, стол, река, корзина, расчёска,

                                  мыло, ёжик, резинка, книга, солнце.

Секрет: эти слова (чтобы легче запомнить) надо связать в рассказ.

Количество слов можно постепенно увеличивать.

Для развития долговременной памяти можно попросить ребёнка вспомнить запоминаемые слова через полчаса, 2 часа, день, неделю и т.д.

 

Упражнение № 6.

  1. Повторение слова или фразы, которую надо запомнить, про себя.
  2. Подождать 1 секунду и повторить снова.
  3. Подождать 2 секунды и повторить снова.
  4. Подождать 4 секунды и повторить снова.

     Ожидание – это эмоционально загруженное состояние.

     Удержание информации в этом состоянии не даёт ей выскочить, она бьётся и взбивает связи с другими понятиями.

     5.Повторить через 10 минут   (необходимо для запечатления).

     6.Для уверенного перевода в долговременную память повторить через 2 –3 часа.

     7. При необходимости повторить через  1-2-3  месяца,  через полгода, 1 год.

 

Упражнение № 7.    Игра «Снежный ком».

(память, внимание)

Игра проводится на определённую придуманную тему или просто на знакомство детей в новой группе.

Смысл игры в том, что играющие придумывают и называют слова, друг за другом, поочерёдно, перед этим повторяя все слова, сказанные предыдущими игроками.

Например, игроки выбрали тему: «Зима».

  1. й игрок: (придумал и назвал слово) - снег.
  2. й игрок: (повторяет слово 1-го игрока и придумывает своё слово) - снег, мороз.
  3. й игрок: - снег, мороз, лёд.
  4. й игрок: - снег, мороз, лёд, лыжи.

И т.д. по кругу. Далее ход переходит снова к 1-му игроку: снег, мороз, лёд, лыжи, Новый год.

Игра продолжается до определения «победителя», того игрока, кто запомнит и назовёт большее количество слов.

Игру можно проводить на знакомство детей в новой группе. В этом случае называются и повторяются имена детей (можно добавить возраст или односложные характеристики ребёнка-аккуратный).

Также можно проводить игру придумывая и повторяя определённые действия (прыжки, махи рукой, хлопки и т.д.) или рисуя воображаемую картину (Петя нарисовал на картине облако, а я рисую ручеёк). В данном случае к развитию внимания и памяти добавляется развитие воображения.

педагог-психолог МБУ ЦРО