ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

 

      Казалось бы, что разделяет дошкольника и ребёнка, который «вооружившись» ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?

      - Одна ночь, новая красивая одежда, волнение и ожидание нового, неизвестного.

      Однако этот переход знаменует новую ступень в развитии малыша.

      Жизнь дошкольников протекает под созвездием «Хочу». Прежде всего, это касается игр.

      Ни один малыш не включится в игровую деятельность, если она его не привлекает или не интересует. Свободным временем он распоряжается по собственному усмотрению и заполняет его активной познавательной деятельностью, шалостями, непрерывной двигательной активностью, играми, развлечениями.

      Иное дело – ученик. Его удел – заниматься лишь тем и столько времени, сколько отведено на это педагогом. Школьник не может по собственному желанию выбрать себе занятие, соседа по парте или поменять класс. Надо ходить на уроки, надо слушать учителя, не смотреть по сторонам и в окно, надо содержать в порядке школьные принадлежности. Так место созвездия «Хочу» заменяет созвездие «Надо».

 

      Многие дошкольники спокойно относятся к перспективе в ближайшее время стать учеником. Но есть группа детей, у которых отсутствует желание учиться.

      Темп взросления, психического развития детей индивидуален: кого-то раньше начинают интересовать буквы, цифры, величины, отношения, а кто-то довольствуется информацией, которую он может почерпнуть из игр и общения со сверстниками. Ничьей вины в этом нет. Каждый ребёнок должен дорасти, психологически «дозреть» до готовности принять на себя роль ученика школы.

      Другое дело, что в жизни многих семей наступает момент, когда они должны задуматься, каким их ребёнок придёт в школу и что он получит от неё.

      По данным психологов, 10% детей не хотят идти в школу, потому что слышали о ней нелестные высказывания взрослых, а 8% получили негативный настрой от старших детей, успевших разочароваться в системе школьного обучения.

      Родители, бабушки, братья являются для ребёнка «значимыми людьми» и их оценки воспринимаются детьми с ходу, без критики. Ребёнка не интересует, почему брат Дима не хочет ходить в школу, почему папа ругает её; они верят этому без доказательств, безоговорочно.

      Поэтому очень важно, чтобы будущий ученик получал позитивную информацию о школе именно от близких людей.

 

      Кроме того, чтобы с удовольствием идти в школу, ребёнок должен успеть наиграться до школы. Позвольте ему сделать это, не запрещайте лишний раз повеселиться или пошалить. Пусть на 100% исчерпает возможности своего возраста. Но уже сейчас необходимо дать ребёнку понять, что существуют и определённые требования по отношению к нему.

      Например:  В конце игры убрать за собой игрушки.

                          Не разбрасывать вещи по квартире. И т. д.

      Такая установка помогает детям легче привыкнуть к школе, режиму работы в ней, получать удовольствие от добросовестного отношения к своим обязанностям.

      Поэтому, если ребёнок не хочет идти в школу, то не надо винить его в этом. Надо разобраться в причине и помочь ребёнку преодолеть эту причину.

 

      Многих родителей интересует вопрос, готов ли их ребёнок к школе. На подготовку к учебной деятельности направлена работа многих дошкольных учреждений. В подготовительных группах детских садов с детьми проводится множество занятий по развитию познавательной сферы, ознакомлению с окружающим миром, развитию творческих способностей, формируют ряд умений. Всё это свидетельствует о необходимости специальной работы, направленной на развитие детей – дошкольников.

      Не существует четкого перечня того, что должен знать и уметь ребёнок к моменту поступления в школу.

  1. Важным критерием готовности ребёнка к школе является желание учиться в ней. Причины, почему он хочет учиться, могут быть разные, но главное, чтобы желание было.

 

      2. Вторым критерием – является социальная готовность к обучению. Если ребёнок активно играет со сверстниками, живо интересуется всем происходящим, любит задавать вопросы, значит его социальное развитие благоприятно для начала школьных занятий. Но, а если ребёнок робок, боязлив, безразличен к себе и другим – это может усложнить, на первых порах, период адаптации к школе. Но это ни в коем случае не значит, что для ребёнка не возможен процесс обучения. Просто необходимо более заботливое, внимательное отношение со стороны родителей, воспитателей, а потом учителей.

  

      3. Медицинские показания играют большую роль. В детских садах – это медицинский осмотр – где врачи дадут заключение о готовности ребёнка идти в школу.      

                                                                                                                                                                 Какие упражнения полезно проводить с детьми, чтобы ещё лучше подготовить их к школе?

      Необходимо развивать:

  1. Фонематический слух.    
    • Хорошо использовать скороговорки:

      На дворе трава, на траве дрова.

      Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    • Нахождение различий в словах:

      Сон, сон, сон, сок, сон.

      Трава, трава, дрова, трава.

      Если есть проблемы со звуковосприятием и звукопроизношением - обратиться к логопеду.

  1. Мелкая моторика руки.
    • Обводить геометрические фигуры, узоры, перерисовывать (копировать) картинки
    • Рисовать красками, кисточкой
    • Лепить из пластилина
    • Собирать мозаику
    • Играть с мелкими предметами (узор из пуговиц)

      Научными исследованиями было доказано, что развитие мелкой моторики рук оказывает положительное влияние и на интеллектуальное развитие человека.

  1. Пространственная ориентация.
    • Ребёнок должен знать: лево – право, верх – низ.
    • По дороге из садика, на прогулке: посмотри вправо, вверх, влево, вниз -  что ты видишь там?
    • При рисовании – диктант - давай нарисуем узор: 1 клеточка вверх, 2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, и т. д.
  2. Развитие внимания, мышления, памяти.
    • Игра на картинках «Найди отличие».
    • Игра «Лабиринт», «Путанка» - найти дорожку.
    • Игра «Назови одним словом: стул, шкаф, кресло».
    • Вопросы: «Что легче: 1 кг железа или 1 кг пуха?»,
    • «Что общего или разница между елью и берёзой, между        

                елью и сосной?».

     -  Отгадывание загадок.

  • Решение шарад.
  • Решение головоломок.
  • Игры с палочками (из 5 палочек построить 2 прямоугольника).
  • Почему мы так говорим:    Проще пареной репы.

                                                       Хуже горькой редьки.

                                                   Труд кормит, а лень портит.

                                                   Поспешишь – людей насмешишь.

  • В чём отличие вчера и сегодня на улице по дороге домой.
  • Что увидел за полминуты на картинке.
  • Стихи наизусть.
  • Что изменилось на столе, пока ребёнок отвернулся.
  • И т.д.
  1. Поддержка ребёнка в первые дни обучения.

      В заключении хочется сказать: ваш ребёнок идёт в школу. Это важное и радостное событие не только для вас, как для родителей, но и для ребёнка.

      Сделайте его действительно радостным.

      Если есть возможность, возьмите в сентябре отпуск. Будет возможность утром помочь ребенку первый раз собраться, проводить его в школу, встретить после школы, перевести через дорогу. Ребёнку будет с кем поделиться радостями после проведённого в школе дня.

 

Г. И. Енаторова

педагог-психолог МБУ ЦРО