РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
- Анатомо – физиологические особенности.
В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела ребёнка.
А). Формируются все изгибы позвоночника – шейный, грудной, поясничный.
Но окостенение скелета ещё не заканчивается. У скелета большая подвижность, гибкость, что открывает большие возможности для правильного физического развития, но и таит в себе опасности.
Вот почему соразмерность мебели за которой сидит школьник, правильная посадка – важные условия для нормального физического развития ребёнка.
Б). Энергично крепнут мышцы, растёт их объём.
Крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому детям легче даются размашистые сильные движения и им сложнее выполнять мелкие движения, требующие точности.
Окостенение фаланг пальцев заканчивается к 10 – 11 годам, запястья - к 10 – 12 годам.
Отсюда понятно, почему ребёнок с трудом справляется с письменными заданиями, особенно большими по объёму. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать быстро и длительно. Именно из – за этого иногда на черновике задание бывает выполнено лучше, чем в рабочей тетради.
В). Интенсивно растёт и хорошо снабжается кровью мышца сердца.
Г). Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения (т. е. сдерживания, самоконтроля).
Самоконтроль становится более заметным, чем раньше. Но склонность к возбуждению ещё велика, отсюда непоседливость младших школьников, их физическая активность.
- Усвоение правил и норм общения.
Как только 7 – летний ребёнок вошёл в класс – он уже школьник.
С этого времени игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место.
А). Наступают изменения и в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причём довольно существенные. Прежде всего увеличивается время, отведённое для общения. Теперь большую часть времени дети проводят в контакте с другими людьми: родителями, учителями, другими детьми.
Но теперь темы связаны чаще не с игрой, теперь выделяются темы как особое деловое общение.
Б). В начальной школе незыблем авторитет учителя. Даже родители отходят на второй план.
(«А нам Любовь Геннадьевна так сказала! А ты мама ничего не понимаешь!!!»)
И даже в отношениях со сверстниками прослеживается эта нить. Авторитетом среди детей будет больше пользоваться тот, кто более успешен в учебной деятельности, кого больше похвалил учитель.
(Например: если сегодня на уроке успешен был Петя, то на перемене он будет принят во все игры, даже сам может быть заводилой, ребята будут с ним соглашаться. Он будет в центре внимания.)
Поэтому учителя стараются не обходить похвалой никого, даже за незначительные успехи, т. к. оценка учителя определяет выбор партнёра по общению.
Переходя в более старшие (3 – 4 кл.) классы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, где уже меньше играет роль похвала или отношение учителя, а более значимыми становятся личностные достоинства и формы поведения.
В) Для младших школьников характерны ещё неумелые, первые попытки сдерживания своих эмоций, непосредственных импульсов, желаний.
Наряду с этим у младших школьников можно отметить проявление самостоятельности, настойчивости, как волевой черты характера.
Самостоятельность у детей младшего школьного возраста сочетается с зависимостью от взрослых. Причём данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности.
С одной стороны - доверчивость, послушание и открытость могут сделать ребёнка зависимым (если они очень выражены), несамостоятельным.
С другой стороны – слишком ранний упор на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость.
А это сильно осложнит ваши взаимоотношения с ребёнком в подростковом возрасте.
Для того, чтобы ни та, ни другая из этих нежелательных тенденций не проявилась, необходимо, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.
- Развитие когнитивных процессов.
Те индивидуальные свойства, черты характера, которые начали выступать у ребёнка ещё в дошкольном возрасте, за первые годы школьного обучения получают развитие, закрепляются и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы.
Индивидуальность ребёнка в младшем школьном возрасте проявляется и в познавательных процессах.
Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребёнка.
Этот процесс прогрессирует и к 3, 4 классу у большинства детей обнаруживаются как общие способности (скорость приобретения
ребёнком знаний, навыков), так и специальные (глубина изучения отдельных предметов).
А это значит, что такие познавательные процессы как ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ должны быть сформированы на достаточно высоком уровне.
Как же их развивать?
А) Развитие мышления и речи ребёнка.
На это дома должно быть обращено особое внимание.
- Занятия языками.
- Практические задачи по математике (в быту).
- Написание собственных рассказов, сказок, писем…
- Рассуждения вслух при выполнении дом. заданий,
просто в быту
- Настольные игры.
- Конструкторы, мозаика, сбор разрезанной на части открытки.
- Загадки, кроссворды, ребусы, шарады.
- Рисование (особенно красками и кистью)
- Лепка из пластилина, глины.
- Изготовление поделок (работа с бумагой, ножницами, клеем, природным материалом).
- Развивающие ТЕЛЕпередачи.
Они развивают детей, специфически воздействуя на их мысли и чувства. Порождают вопросы, заставляют думать, расширять знания, совершенствовать интеллект.
Важно, чтобы рядом был взрослый, готовый дать нужное объяснение, прокомментировать увиденное.
- Театр.
Благотворно влияет на развитие ребёнка. Причём, развивается не только мышление, но и внимание, и память.
Здесь приходится одновременно следить за тем, что происходит на сцене, слушать и понимать речь актёров (не всегда отчётливо звучащую), распределять и переключать внимание.
Важность театра ещё и в том, что он учит воспринимать и оценивать людей в реальных жизненных ситуациях.
- Чтение книг.
Чтение хотя бы 40-30 минут в день должно быть потребностью для ребёнка со второго класса.
Учите ребёнка пользоваться справочниками, энциклопедиями. Чтение должно быть не лёгким, которое привлекает из-за картинок, а серьёзное чтение более взрослой литературы.
Б) Часто встречающейся причиной низкой обучаемости школьников, является их слабая ПАМЯТЬ, плохое запоминание материала.
Было установлено, что между орфографическими ошибками учеников 2-х, 3-х, 4-х кл. и их уровнем памяти существует определённая зависимость.
Такие ошибки чаще встречаются у ребят со слабо развитой памятью.
Упражнения для развития памяти и внимания.
- Стихи наизусть.
- Пересказы текста, воспроизведение их вслух.
- Рассказывание или придумывание сказки.
Участники игры друг за другом говорят по одному предложению, но с повтором (дословно) предложения сказанного предыдущим игроком.
- Игра «Снежный ком».
Участники друг за другом (в кругу) называют по одному придуманному ими слову, но перед этим каждый участник должен повторить по порядку слова всех предыдущих игроков.
- Игра «Я дарю тебе…» (игра проводится в парах).
Прежде чем подарить свой «подарок», каждый участник игры должен перечислить все предыдущие «подарки»
Например: «Я подарил тебе…, ты подарил мне…, я …»
- Игра «Калейдоскоп».
Дети стоят полукругом. Ведущий запоминает, кто стоит за кем и отворачивается. Участники игры меняются местами. Цель ведущего – вспомнить и поставить всех на свои места. Можно усложнить игру: каждый участник называет ведущему свой любимый цвет, цветок, животное и т. д. Ведущий, расставляя участников на свои места должен вспомнить и назвать каждому играющему его цветок.
- В заключение хочется ещё немного сказать об
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
- Проявляйте к детям больше внимания (и не только одет ли он или сыт).
- Интересуйтесь духовной жизнью ребёнка, какие у него радости, печали, удачи или неудачи.
- Если он обращается за помощью, ждёт поддержки – не отталкивайте его.
Иначе у него переболит, перекипит ваше нежелание помочь, его неудача, он как-нибудь и сам, конечно, справится, может с триумфом, может с неудачей, НО если вы оттолкнёте ребёнка от себя сейчас, когда ему так нужна ваша помощь, не поддержите его (не только физически, а главное душевно, морально), ТО в подростковом возрасте он к вам уже не придёт. Даже если будете звать!!!
Он будет взрослеть сам, как умеет, с друзьями, в компаниях, а
Вам останется разводить руками и говорить, что ребёнок вас не слушает, а вы ничего не можете с ним поделать.
- МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
- УВАЖЕНИЕ ЕГО ЛИЧНОСТИ
- ПОМОЩЬ
- ДОВЕРИЕ
- ДРУЖБА
Вот что нужно вашему ребёнку сейчас и в будущем.
Педагог-психолог МБУ ЦРО
Енаторова Г. И.