РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА  В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

  1. Анатомо – физиологические особенности.

В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела ребёнка.

А). Формируются все изгибы позвоночника – шейный, грудной, поясничный.

Но окостенение скелета ещё не заканчивается.  У скелета большая подвижность, гибкость, что открывает большие возможности для правильного физического развития, но и таит в себе опасности. 

Вот почему соразмерность мебели за которой сидит школьник, правильная посадка – важные условия для нормального физического развития ребёнка.

Б). Энергично крепнут мышцы, растёт их объём.

Крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому детям легче даются размашистые сильные движения и им сложнее выполнять мелкие движения, требующие точности.

Окостенение фаланг пальцев заканчивается к 10 – 11 годам, запястья - к 10 – 12 годам.

Отсюда понятно, почему ребёнок с трудом справляется с письменными заданиями, особенно большими по объёму. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать быстро и длительно. Именно из – за этого иногда на черновике задание бывает выполнено лучше, чем в рабочей тетради.

В). Интенсивно растёт и хорошо снабжается кровью мышца сердца.

Г).  Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения (т. е. сдерживания, самоконтроля).

Самоконтроль становится более заметным, чем раньше. Но склонность к возбуждению ещё велика, отсюда непоседливость младших школьников, их физическая активность.

 

  1. Усвоение правил и норм общения.

Как только 7 – летний ребёнок вошёл в класс – он уже школьник.

С этого времени игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место.

А).  Наступают изменения и в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причём довольно существенные.  Прежде всего увеличивается время, отведённое для общения.  Теперь большую часть времени дети проводят в контакте с другими людьми: родителями, учителями, другими детьми.

Но теперь темы связаны чаще не с игрой, теперь выделяются темы как особое деловое общение.

Б).  В начальной школе незыблем авторитет учителя. Даже родители отходят на второй план.

       («А нам Любовь Геннадьевна так сказала! А ты мама ничего не понимаешь!!!»)

И даже в отношениях со сверстниками прослеживается эта нить. Авторитетом среди детей будет больше пользоваться тот, кто более успешен в учебной деятельности, кого больше похвалил учитель.

(Например: если сегодня на уроке успешен был Петя, то на перемене он будет принят во все игры, даже сам может быть заводилой, ребята будут с ним соглашаться. Он будет в центре внимания.)

Поэтому учителя стараются не обходить похвалой никого, даже за незначительные успехи, т. к. оценка учителя определяет выбор партнёра по общению.

Переходя в более старшие (3 – 4 кл.) классы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, где уже меньше играет роль похвала или отношение учителя, а более значимыми становятся личностные достоинства и формы поведения.

В) Для младших школьников характерны ещё неумелые, первые попытки сдерживания своих эмоций, непосредственных импульсов, желаний.

Наряду с этим у младших школьников можно отметить проявление самостоятельности, настойчивости, как волевой черты характера.

Самостоятельность у детей младшего школьного возраста сочетается с зависимостью от взрослых. Причём данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности.

С одной стороны -  доверчивость, послушание и открытость могут сделать ребёнка зависимым (если они очень выражены), несамостоятельным.

С другой стороны – слишком ранний упор на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость.

А это сильно осложнит ваши взаимоотношения с ребёнком в подростковом возрасте.

Для того, чтобы ни та, ни другая из этих нежелательных тенденций не проявилась, необходимо, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

  1. Развитие когнитивных процессов.

Те индивидуальные свойства, черты характера, которые начали выступать у ребёнка ещё в дошкольном возрасте, за первые годы школьного обучения получают развитие, закрепляются и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы.

Индивидуальность ребёнка в младшем школьном возрасте проявляется и в познавательных процессах.

Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребёнка.

Этот процесс прогрессирует и к 3, 4 классу у большинства детей обнаруживаются как общие способности (скорость приобретения

ребёнком знаний, навыков), так и специальные (глубина изучения отдельных предметов). 

А это значит, что такие познавательные процессы как ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ должны быть сформированы на достаточно высоком уровне.

 

Как   же   их    развивать?

А) Развитие мышления и речи ребёнка.

На это дома должно быть обращено особое внимание.

  • Занятия языками.
  • Практические задачи по математике (в быту).
  • Написание собственных рассказов, сказок, писем…
  • Рассуждения вслух   при выполнении дом. заданий,

просто в быту

  • Настольные игры.
  • Конструкторы, мозаика, сбор разрезанной на части открытки.
  • Загадки, кроссворды, ребусы, шарады.
  • Рисование (особенно красками и кистью)
  • Лепка из пластилина, глины.
  • Изготовление поделок (работа с бумагой, ножницами, клеем, природным материалом).
  • Развивающие ТЕЛЕпередачи.           

Они развивают детей, специфически воздействуя на их мысли и чувства. Порождают вопросы, заставляют думать, расширять знания, совершенствовать интеллект. 

Важно, чтобы рядом был взрослый, готовый дать нужное объяснение, прокомментировать увиденное.

  • Театр.

Благотворно влияет на развитие ребёнка. Причём, развивается не только мышление, но и внимание, и память.

Здесь приходится одновременно следить за тем, что происходит на сцене, слушать и понимать речь актёров (не всегда отчётливо звучащую), распределять и переключать внимание.

Важность театра ещё и в том, что он учит воспринимать и оценивать людей в реальных жизненных ситуациях.

  • Чтение книг.

Чтение хотя бы 40-30 минут в день должно быть потребностью для ребёнка со второго класса.

Учите ребёнка пользоваться справочниками, энциклопедиями. Чтение должно быть не лёгким, которое привлекает из-за картинок, а серьёзное чтение более взрослой литературы.

 

Б) Часто встречающейся причиной низкой обучаемости школьников, является их слабая ПАМЯТЬ, плохое запоминание материала.

Было установлено, что между орфографическими ошибками учеников 2-х, 3-х, 4-х кл. и их уровнем памяти существует определённая зависимость.

Такие ошибки чаще встречаются у ребят со слабо развитой памятью.

 

Упражнения для развития памяти и внимания.

  • Стихи наизусть.
  • Пересказы текста, воспроизведение их вслух.
  • Рассказывание или придумывание сказки.

Участники игры друг за другом говорят по одному предложению, но с повтором (дословно) предложения сказанного предыдущим игроком.

  • Игра «Снежный ком».

Участники друг за другом (в кругу) называют по одному придуманному ими слову, но перед этим каждый участник должен повторить по порядку слова всех предыдущих игроков.

  • Игра «Я дарю тебе…»   (игра проводится в парах).

Прежде чем подарить свой «подарок», каждый участник игры должен перечислить все предыдущие «подарки»

Например: «Я подарил тебе…, ты подарил мне…, я …»

  • Игра «Калейдоскоп».

Дети стоят полукругом. Ведущий запоминает, кто стоит за кем и отворачивается. Участники игры меняются местами. Цель ведущего – вспомнить и поставить всех на свои места. Можно усложнить игру: каждый участник называет ведущему свой любимый цвет, цветок, животное и т. д. Ведущий, расставляя участников на свои места должен вспомнить и назвать каждому играющему его цветок.

 

  1.    В заключение хочется ещё немного сказать об

ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

 

  • Проявляйте к детям больше внимания (и не только одет ли он или сыт).
  • Интересуйтесь духовной жизнью ребёнка, какие у него радости, печали, удачи или неудачи.
  • Если он обращается за помощью, ждёт поддержки – не отталкивайте его.

   Иначе у него переболит, перекипит ваше нежелание помочь, его неудача, он как-нибудь и сам, конечно, справится, может с триумфом, может с неудачей, НО если вы оттолкнёте ребёнка от себя сейчас, когда ему так нужна ваша помощь, не поддержите его (не только физически, а главное душевно, морально),  ТО в подростковом  возрасте он к вам уже не придёт. Даже если будете звать!!!

             Он будет взрослеть сам, как умеет, с друзьями, в компаниях, а   

 

     Вам останется разводить руками и говорить, что ребёнок вас не слушает, а вы ничего не можете с ним поделать.

  • МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
  • УВАЖЕНИЕ ЕГО ЛИЧНОСТИ
  • ПОМОЩЬ
  • ДОВЕРИЕ
  • ДРУЖБА

Вот что нужно вашему ребёнку сейчас и в будущем.

 

 

 

 

Педагог-психолог МБУ ЦРО

 Енаторова Г. И.