Психологические особенности детей подросткового возраста

Статья знакомит родителей с физиологическими изменениями в организме подростка, с его психологическими особенностями, с рекомендациями, позволяющими простроить конструктивное общение и сотрудничество с подростком.

  1. Перестройка организма подростка.

В подростковом возрасте начинается новый этап физического развития и развёртывается процесс полового созревания.

Меняется облик ребёнка:

  • рост тела в длину - быстро растут кости;
  • меняется лицо – интенсивно развивается лицевая часть черепа;
  • позвоночник отстаёт от темпа роста тела в длину (пространство между позвонками ещё заполнено хрящом – от этого податливость к искривлению при неправильном положении тела, но и устранить это пока легче);
  • развитие внутренних органов (растёт сердце, за ним не успевают сосуды – это может быть причиной нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы (повышается артериальное давление, сильные сердцебиения, головные боли, головокружения, быстрая утомляемость);
  • увеличения массы мышц (развитие мускулатуры – у девочек по женскому типу, у мальчиков по мужскому типу).

В этом возрасте подростки стесняются своего внешнего вида, сравнивают себя с подругами, друзьями, моделями, «суперменами». У них неловкая координация из-за неравномерности роста скелета. Недовольство своим внешним видом и неловкостью очень ранит подростка морально, он часто смотрит в зеркало. У него появляется ложное ощущение своей неполноценности.

 

  1. Происходят изменения в отношениях с другими людьми.

Главная деятельность – общение.

Цель – доказать свой социальный статус. Отсюда драки со сверстниками, непредсказуемые действия (например – пройти по крыше, зацепиться за автобус), чтобы доказать свою взрослость – нецензурная речь, курение, алкоголь, наркотики.

Появляется интерес к противоположному полу – поначалу, в  агрессивной форме (например, стукнуть учебником, портфелем, дёрнуть за косичку, поставить подножку и т.п.).

Норма для подростка – пробуждение первых романтических чувств. Отрицательное влияние могут оказать сайты интернета, журналы, кинофильмы, предназначенные только для взрослых.

Особенности поведения подросткового возраста – проблемы с родителями и взрослыми.

В этом возрасте ребёнок движется от группы детей к группе взрослых. У подростка есть стремление перейти в группу взрослых и пользоваться некоторыми их привилегиями, которых нет у детей.

Однако, взрослыми он ещё не принят в свою группу и оказывается в положении между группами детей и взрослых, отсюда – неприкаянность подростка и стремление показать свою взрослость.

Социально он не созрел, не готов к самостоятельной жизни, поэтому позитивные пути ему не открыты и он выбирает те, которые доступны: курение, неподчинение и т.д. Причём, выбирает не специально, а часто неосознанно.

Понимая своё непринятие в группу взрослых, подростки объединяются в компании где:

  1. нужно закрепить свой статус;
  2. нужно показать, что ты взрослый. /Иначе, тебя не примут./

Ещё хуже, когда в этой компании появляется ещё более взрослый «авторитет», у которого уже есть своя цель; чтобы стать «взрослыми», наши дети идут у него на поводу, показывая, что они не мамины сынки и дочки.

Получается, что на улице он чувствует себя взрослым, а дома – нет, дома его держат за ребёнка, а подросток не хочет им быть.

 

  1. Каков же выход?

Как общаться с подростками не конфликтуя, не  теряя наших детей?

Примите его взросление как должное, поймите его.

Конфликт – это следствие неумения или нежелания взрослого считаться с развитием личности в подростковом периоде и найти подростку новое место рядом с собой.

Трудности в общении взрослого и подростка могут отсутствовать, если отношения между ними строятся не по принципу начальник-подчинённый, а по принципам отношений взрослых:

  • дружба;
  • элементы сотрудничества;
  • взаимное уважение;
  • доверие;
  • помощь.

Подростку необходимо понимание взрослых. Любите своих детей! Гордитесь ими! И ваши дети будут любить и гордиться вами!

 

Г.И. Енаторова

педагог-психолог МБУ ЦРО