Психологические особенности детей подросткового возраста
Статья знакомит родителей с физиологическими изменениями в организме подростка, с его психологическими особенностями, с рекомендациями, позволяющими простроить конструктивное общение и сотрудничество с подростком.
- Перестройка организма подростка.
В подростковом возрасте начинается новый этап физического развития и развёртывается процесс полового созревания.
Меняется облик ребёнка:
- рост тела в длину - быстро растут кости;
- меняется лицо – интенсивно развивается лицевая часть черепа;
- позвоночник отстаёт от темпа роста тела в длину (пространство между позвонками ещё заполнено хрящом – от этого податливость к искривлению при неправильном положении тела, но и устранить это пока легче);
- развитие внутренних органов (растёт сердце, за ним не успевают сосуды – это может быть причиной нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы (повышается артериальное давление, сильные сердцебиения, головные боли, головокружения, быстрая утомляемость);
- увеличения массы мышц (развитие мускулатуры – у девочек по женскому типу, у мальчиков по мужскому типу).
В этом возрасте подростки стесняются своего внешнего вида, сравнивают себя с подругами, друзьями, моделями, «суперменами». У них неловкая координация из-за неравномерности роста скелета. Недовольство своим внешним видом и неловкостью очень ранит подростка морально, он часто смотрит в зеркало. У него появляется ложное ощущение своей неполноценности.
- Происходят изменения в отношениях с другими людьми.
Главная деятельность – общение.
Цель – доказать свой социальный статус. Отсюда драки со сверстниками, непредсказуемые действия (например – пройти по крыше, зацепиться за автобус), чтобы доказать свою взрослость – нецензурная речь, курение, алкоголь, наркотики.
Появляется интерес к противоположному полу – поначалу, в агрессивной форме (например, стукнуть учебником, портфелем, дёрнуть за косичку, поставить подножку и т.п.).
Норма для подростка – пробуждение первых романтических чувств. Отрицательное влияние могут оказать сайты интернета, журналы, кинофильмы, предназначенные только для взрослых.
Особенности поведения подросткового возраста – проблемы с родителями и взрослыми.
В этом возрасте ребёнок движется от группы детей к группе взрослых. У подростка есть стремление перейти в группу взрослых и пользоваться некоторыми их привилегиями, которых нет у детей.
Однако, взрослыми он ещё не принят в свою группу и оказывается в положении между группами детей и взрослых, отсюда – неприкаянность подростка и стремление показать свою взрослость.
Социально он не созрел, не готов к самостоятельной жизни, поэтому позитивные пути ему не открыты и он выбирает те, которые доступны: курение, неподчинение и т.д. Причём, выбирает не специально, а часто неосознанно.
Понимая своё непринятие в группу взрослых, подростки объединяются в компании где:
- нужно закрепить свой статус;
- нужно показать, что ты взрослый. /Иначе, тебя не примут./
Ещё хуже, когда в этой компании появляется ещё более взрослый «авторитет», у которого уже есть своя цель; чтобы стать «взрослыми», наши дети идут у него на поводу, показывая, что они не мамины сынки и дочки.
Получается, что на улице он чувствует себя взрослым, а дома – нет, дома его держат за ребёнка, а подросток не хочет им быть.
- Каков же выход?
Как общаться с подростками не конфликтуя, не теряя наших детей?
Примите его взросление как должное, поймите его.
Конфликт – это следствие неумения или нежелания взрослого считаться с развитием личности в подростковом периоде и найти подростку новое место рядом с собой.
Трудности в общении взрослого и подростка могут отсутствовать, если отношения между ними строятся не по принципу начальник-подчинённый, а по принципам отношений взрослых:
- дружба;
- элементы сотрудничества;
- взаимное уважение;
- доверие;
- помощь.
Подростку необходимо понимание взрослых. Любите своих детей! Гордитесь ими! И ваши дети будут любить и гордиться вами!
Г.И. Енаторова
педагог-психолог МБУ ЦРО