11-12 ноября 2016 года на базе Чайковского техникума промышленных технологий и управления состоялась интерактивная образовательная игра Мастерград-3. Игра была организована по инициативе Центра развития образования Чайковского муниципального района под патронажем муниципального Координационного совета по профориентации администрации района. Финансовым оператором игры стал Фонд предпринимательства. Решение о проведении игры в два дня было принято на заседании рабочей группы, в состав которой вошли педагоги школ, учреждений дополнительного образования и среднего профессионального образования. Основанием для решения стала необходимость увеличения числа участников игры с целью выполнения обещаний детям, данных в ходе летней оздоровительной кампании, принявших участие в МастерГрадце.
Цель: создание условий для социальной адаптации и ранней профессиональной ориентации младших школьников
Задачи:
1. Сформировать избыточное пространство профессиональных и деятельностных проб;
2. Обеспечить участников необходимыми информационными продуктами;
3. Создать систему безопасного «входа», «выхода» и сопровождения участников;
4. Привлечь социальных партнеров из сферы экономики и управления
По замыслу организаторов МастерГрад предоставляет возможность ребенку:
- узнать, какие бывают профессии, попрактиваться в них;
- принять самостоятельные решения;
- добиться собственных целей;
- осознать, какие знания нужны для того, чтобы овладеть профессией;
- понять устройство взрослого мира и поиграть в жизнь взрослых; оставаясь в «безопасном пространстве»;
- прочувствовать любовь к труду;
- задуматься над ценностью заработанных денег.
В ходе подготовки к игре были проведены семинары для мастеров, для тьюторов, для заместителей директоров, курирующих начальное образование. Для кадрового обеспечения игры было задействовано более 200 человек: педагогов, мастеров, волонтеров-студентов.
Особенностями Мастерграда-3 стало следующее:
- Работал 2 дня (11-12 ноября)
- Принял большее количество участников (более 1000 детей)
- Возраст участников – 7-11 лет (начальная школа)
- Каждый участник начинал движение с вводного тьюториала
- Принимал детей, заработавших «капитал» летом, по паспортам МастерГрадца
- Предполагал предварительную работу в семье (обсуждение маршрута) по вопросам на билете.
- Каждый уходил с бонусом (от билета в кино до чупа-чсупса)
- 12.11 был открыт кинозал (для просмотра мультфильмов и отдыха детей)
- 12.11 было проведено 3 открытых родительских собрания (для желающих родителей)
- Список профессий был разнообразным.
Сводная таблица работы тьюторов
Количество детей прошедших через тьюториалы
|
Количество вопросов, заданных детьми
|
Про профессии
|
Про «деньги»
|
Про законы МастерГрада
|
Про маршрут
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Анализ, проведенный рабочей группой на основе изучения детских сочинений (250 работ) и собственных впечатлений, позволяет сделать следующие выводы.
Положительные моменты, отмеченные детьми, родителями и организаторами.
- Разнообразие профессий: гуманитарных и технических, для девочек и для мальчиков, рабочих и ИТР
- Проведение вводных тьюториалов, помощь в выстраивании индивидуального маршрута.
- Практическая направленность работы мастерских и качество подготовки мастеров («кипит работа»).
- Наличие столовой и кинозала (12.11) как мест для отдыха взрослых и детей.
- Избыточное количество бонусов.
- Наличие карты на этажах
- Возможность предварительной работы с детьми.
- Громкая связь (радио)
- Возможность для знакомства ребят друг с другом.
- Движение - по этажам, между кабинетами, корпусами.
- Ценность паспорта, как атрибута взрослой жизни.
- Наличие последействия – задумались о будущей профессии
- Ценность зарабатывания денег.
- Наличие атрибутов профессии (переодевание, настоящие профессиональные инструменты)
- Самостоятельность детей в принятии решений.
- Самоокупаемость проекта.
Недостатки.
- 11.11. – усталость после уроков (детей, родителей, учителей)
- Нехватка мест в раздевалке (11.11)
- Не все заявленные профессии были представлены.
- Волонтеры иногда «отмахивались» от детей, не давали нужной консультации.
- Одновременный обед у мастеров, создание очередей в этот период.
- Нет карт у каждого участника, порождает путаницу.
- Безработица (очереди).
- Родители – создатели «помех» для работы детей, давление родителей и учителей на своих детей
Что учесть на будущее.
- Расширить перечень профессий. Довести их до 40 (при посещении 500 детей).
- Разработать механизм сопровождения для «новичков» - детей, которые испытывают особенные трудности (сельские, первоклассники, дети с ОВЗ и т.д.)
- Ввести в практику оповещение через радиоузел об «открытых» наборах в мастерские.
- Готовить отдельные программы для учителей и родителей.
- Проводить «показательные выступления» творческих профессий (фитнес-инструктор, ведущий, диктор, актер, вокалист…) , выходить за пределы мастерской полицейским (обеспечивать порядок в городе).
- Гибко строить пропускную способность мастерских (начало, пик, завершение).
- Изменить порядок проведения МастерГрада. Ноябрь – для 5-7 классов, апрель – для 1-4 классов.
- Продумать дополнительные механизмы «нейтрализации» родителей (комната юристконсульта, книга жалоб и предложений…).
Из детских сочинений:
- Мы бегали туда-сюда и зарабатывали.
- Я узнала много интересного, познакомилась с новыми ребятами.
- Красные платочки могут показать кабинет.
- Я бы еще осталась, но мама сказала: «Домой!»
- Показалось, что потеряемся, но этого не случилось
- Было немного трудно, но меня поддерживали друзья. Домой я пришла гордая.
- Химик-лаборант должен быть аккуратным и терпеливым, иначе у него все испортится
- Учительница заталкивала меня во все офисы
- Я понял, как важна работа и какую радость она может доставлять, если она по душе.
Уникальные эффекты МастерГрада.
- МастерГрад – пространство взаимодействия педагогов общего, дополнительного и профессионального оразования, предприятий и муниципальных организаций.
- МастерГрад – открытое избыточное пространство индивидуализированного образования, в котором приобретается опыт построения индивидуального иобразовательного маршрута – основа для реализации ФГОС ООО и СОО.
- МастерГрад – форма повышения квалификации и профессионализации педагогов – участников
- Мастеров (мдели мастерских)
- Тьюторов (тьюториалы групповые и индивидуальные)
- Классных воспитателей (сопровождение ИОМ)
- Практика студентов
- МастерГрад – образовательное событие, ориентированное на метапредметные и личностные оразовательные результаты в соответсвии с ФГОС НОО.
- Мастерград – проект «стартап», который может трансформироваться и транслироваться в разных условиях (МастерГрадец, детско-родительская конференция…)
Не до конца использованная ресурсность проекта.
Позволяет изменить позицию родителей. От назидательно-авторитарной – к гуманистически-наблюдательной.
Управление общего и профессионального образования
администрации Чайковского муниципального района.
Решениеаппаратного совещания Управления О и ПО
Об итогах реализации
проекта «МастерГрад – город профессий
для детей-3» от 25.11.2016
Заслушав и обсудив выступление директора МБУ «Центр развития образования Чайковского муниципального района» М.В. Тюминой, аппаратное совещание решило:
- Информацию принять к сведению
- Считать положительными результаты реализации проекта
- Аналитическую справку об итогах реализации проекта разместить на сайте ЦРО и Управления О и ПО.
До 28.11 отв. Куство Е.Г.
- Оформить сертификаты и благодарственные письма участникам проекта ( педагогам, волонтерам-студентам) за подписью начальника Управления О и ПО.
До 10.12.2016 отв. Килин А.Н.
- Включить в комплексный план Управления О и ПО проведение МастерГрада-4 в апреле 2017 (8.04.) и ноябре 2017 года.
Декабрь 2016, май 2017 отв. Пичкалева Е.Л.
- Ходатайствовать о рассмотрении вопроса «Об итогах и перспективах МастерГрада-3» на муниципальном Координационном совете по профориентации
Декабрь 2016 отв. Пичкалева Е.Л.
- Рекомендовать руководителям ОО, чьи педагоги согласно приказу Управления О и ПО участвовали в проведении МастерГрада-3, предоставить дни отдыха за работу 12.11.2016
Начальник
Управления О и ПО Е.М. Остренко
|