10:22 Педагогика – это смех сквозь слёзы | |
Вот так образно можно передать впечатления от выступления перед представителями чайковского педагогического сообщества Евгения Ямбурга – прославленного отечественного педагога, заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, академика Российской академии образования, директора московского Центра образования №109, больше известного как «Школа Ямбурга», автора ряда известных книг по педагогике. Евгений Александрович приезжал в Чайковский на один день (это произошло 28 марта), а помнить его выступление наши педагоги, уверен, будут очень долго. Тема предложенного Ямбургом разговора была более чем серьёзна – «О судьбах образования в России» или «Педагогика 21 века». Встреча с Евгением Александровичем, прошедшая в заполненном до отказа концертном зале Дворца молодёжи, началась с минуты молчания в память о детях и взрослых, погибших в страшном пожаре в Кемерово. Не секрет, что особенность отечественной педагогики и языка, используемого большинством наших педагогов в ходе разговоров в своём кругу, чаще всего уже через пять минут заставляет прикидывать, скоро ли эта пытка окончится, или бороться с непреодолеваемыми приступами дремоты. Евгений Александрович же разбил укоренившиеся в сознании представления в пух и прах. Он оказался не только выдающимся специалистом, но и блестящим рассказчиком, прекрасно разбирающимся во всех нюансах и проблемах современного образования, острым на язык человеком, называющим вещи своими именами и умеющим просто и понятно говорить об очень сложных вещах. Он постоянно ходил по краю (в прямом и переносном смысле) и приводил потрясающие примеры из собственной богатейшей педагогической практики. Он заставил задуматься о том, в чём кроется причина нашего изначально негативного отношения к педагогической проблематике. Доказал, что педагогика не может стоять на месте, оставаясь в памятном и привычном для нас состоянии – она просто вынуждена меняться, чтобы отвечать вызовам времени, ведь сегодня мир вокруг нас изменился настолько, что прежние подходы в педагогике уже не работают. Он, принимавший участие в разработке новых ФГОСов (федеральных государственных образовательных стандартов) сравнил нынешнее отношение к ним с тем, которое когда-то имело место применительно к поэзии Бориса Пастернака: мы сами не читали, но относимся к этому отрицательно. Темой отдельного разговора стала вышедшая в свет в 2017 году новая книга Евгения Александровича – «Беспощадный учитель: педагогика non-fiction». В ней автор попытался взглянуть на историю как на учителя, рассмотреть её уроки, чтобы перестать вместе со страной регулярно оставаться на второй год. О чём новая книга? О том, что на всём протяжении человеческой истории школа раз за разом оказывалась перед распутьем при поиске ответов на вопросы, не имеющих окончательных решений; на сломе эпох, когда происходили глобальные мировоззренческие и нравственные сдвиги, менявшие привычную картину мира и устоявшийся образ жизни. Чему и как учить в новых условиях? Где найти силы, чтобы твёрдо стоять на своем, не поддаваясь модным веяниям в образовании, сулящим быстрый успех? Как удержать руку на пульсе времени, не утеряв живой связи с молодым поколением и реальной жизнью? Кого из наших современников можно считать Учителем, реально и твёрдо противостоящим хаосу, абсурду и ценностной деградации? Именно к таким вопросам в наш беспощадный век и должна, по мнению автора, обращаться педагогика non-fiction – педагогика, для которой не существует запретных тем, которая опирается на правду фактов и стремиться избавиться от иллюзий. По завершении большого и откровенного разговора с коллегами-педагогами, Евгений Александрович, отвечая на вопрос, какое оно сегодня, российское образование, подчеркнул, что Россия – огромная страна, поэтому какой-то единой оценки дать невозможно. По его словам, есть абсолютно прорывные для педагогики вещи – например, в Новониколаевском районе Волгоградской области, что в трёхстах километрах от областного центра, хоть директора тамошних школ не устают подчёркивать, что живут по принципу трёх «Д» – доедаем, допиваем, доживаем. Нам пора, добавил он, перестать упиваться мыслями о собственной исключительности и твердить об «особой миссии России», а учиться делу у тех, кто что-то делает лучше нас. Наша страна превосходила другие страны только тогда, когда брала с них пример и училась у них. «Творцов» в нашей стране всегда было хоть пруд пруди, а вот исполнителей, от и до знающих своё дело и добросовестно (без любимой нашей «рационализации») выполняющих свои обязанности, катастрофически не хватает. Нужен баланс, потому что исполнительность и творчество суть два плеча коромысла – перекос в ту или иную сторону приводит к грустным, а то и печальным последствиям. О состоянии сферы образования можно судить и по вопросам, задаваемым в ходе подобных встреч. Евгений Александрович подтвердил эту мысль, заметив, что прекрасная культурная аура нашего города, носящего имя великого русского композитора, наложила свой отпечаток и на образование. По его словам, чайковские педагоги задавали ему хорошие вопросы и, что очень важно, делали это очень искренне, стараясь получить исчерпывающий ответ на волнующие их проблемы. Подробнее об откровениях легендарного педагога, прозвучавших в ходе этой интереснейшей встречи, в следующих номерах газеты «Огни Камы». Н.В. Галанов | |
|